Государственный выпускной экзамен – одна из форм проведения государственной итоговой аттестации для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования.
Его сдают особые категории обучающихся, которые по разным причина не могут сдать ЕГЭ или ОГЭ. Эти категории названы в соответствующих порядках проведения ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, утвержденными приказами Минобрнауки России.
В разделе размещены методические материалы для подготовки и проведения государственного выпускного экзамена (письменная и устная форма) для обучающихся по образовательным программам основного общего образования.
Методические материалы для подготовки и проведения ГВЭ - 9 по информатике и ИКТ (письменная форма).
Методические материалы для подготовки и проведения ГВЭ - 9 по информатике и ИКТ (устная форма)
Структура и содержание экзаменационной работы (устная форма)
Комплект экзаменационных билетов включает 15 билетов. Содержание заданий экзаменационных билетов разработано по основным темам курса информатики и информационных технологий, объединенных в соответствии с государственным образовательным стандартом по предмету в разделы:«Информационные процессы» и «Информационные технологии». Содержание раздела «Информационные процессы» подразделяется на следующие темы: «Представление информации», «Обработка информации. Алгоритмы», «Компьютер», «Информационные процессы в обществе». Содержание раздела «Информационные технологии» состоит из следующих тем: «Технология обработки текста», «Технология обработки графики», «Технология обработки числовой информации», «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных».
Каждый билет содержит два вопроса.
Первый вопрос предполагает освещение материала теоретического характера. Это может быть описание объектов изучения, их существенных признаков, свойств, связей между ними, т.е. раскрытие сущности изученного объекта.
Качественные характеристики усвоения изученного материала могут различаться. В одних случаях это полнота и системность сформированных знаний, в других случаях еще и прочность и знаний учащихся, возможен случай самостоятельного и оперативного применения знаний учащимися.
Второй вопрос билета представляет собой практическое задание на описание алгоритма (на формальном языке или в виде словесного описания) для решения конкретной задачи обработки данных.
В тех билетах, где решением служит компьютерная программа, она может быть составлена на любом известном экзаменуемому языке программирования. Все задачи составлены так, что программа должна вводить и выводить только целочисленные данные, по одному числу в строке. Для ввода чисел с клавиатуры и вывода чисел на экран в программе могут использоваться возможности выбранного языка программирования.
Основная цель данной части экзамена – проверить у выпускника уровень компетентности в области автоматизированной обработки данных, умение воспроизвести в виде формального или словесного описания изученный в основной школе алгоритм, умение применять теоретическое знание для решения практических задач.
Распределение вопросов билетов по основным тематическим блокам курса информатики и ИКТ
Система оценивания ответов обучающихся
Оценивание ответа экзаменуемого экспертное. При оценке ответа используется пятибалльная система оценивания каждого вопроса. Если отметки за разные вопросы билета различаются, следует выводить среднюю арифметическую отметку (по законам математического округления).
Такой принцип оценивания подчеркивает значимость всех видов деятельности, которым обучен выпускник по предмету.
Отметка «5»:
обучающийся при ответе на теоретическую часть билета продемонстрировал системные полные знания и умения по поставленному вопросу. Содержание вопроса учащийся изложил связно, в краткой форме, раскрыл последовательно суть изученного материала, демонстрируя прочность и прикладную направленность полученных знаний и умений, не допускал терминологических ошибок и фактических неточностей.
Отметка «4»:
обучающийся при ответе на теоретическую часть билета продемонстрировал системные полные знания и умения по поставленному вопросу. Содержание вопроса обучающийся изложил связно, в краткой форме, раскрыл последовательно суть изученного материала, демонстрируя прочность и прикладную направленность полученных знаний и умений, но при ответе на теоретическую часть билета допустил незначительные ошибки, иногда нарушал последовательность изложения или отсутствовали некоторые несущественные элементы содержания.
Отметка «3»:
в ответе обучающегося были отражены наиболее существенные аспекты вопросов билета, продемонстрировано общее понимание значения ИКТ и представление о значении информатики в современном обществе и жизни человека.
Продолжительность подготовки
ответа на билет.
Время подготовки учащихся к ответу по билетам может быть в диапазоне от 10 до 30 минут. Время ответа на билет в целом не должно превышать 15 минут.
Дополнительные материалы и оборудование
При проведении устного экзамена по информатике и ИКТ обучающимся предоставляется право использовать для выполнения практических заданийперсональный компьютер с установленным на нем программным обеспечением, использовавшимся при изучении курса информатики и ИКТ. Компьютер должен быть отключен от сети Интернет. Использование справочных материалов для подготовки ответов на теоретические вопросы не предполагается.
Образец экзаменационного билета ГВЭ-9 по информатике и ИКТ (устная форма)
Структура и содержание экзаменационной работы (письменная форма) .
Задания частей 1 и 2 выполняются учащимися без использования компьютеров и других технических средств. Вычислительная сложность заданий не требует использования калькуляторов, поэтому в целях обеспечения равенства всех участников экзамена использование калькуляторов на экзаменах не разрешается.
Задание части 3 выполняется учащимися на компьютере. На компьютере должна быть установлена знакомая учащимся программа для работы с электронными таблицами.
Решением задания части 3 является отдельный файл, подготовленный в электронной таблице на основе файла исходных данных, выдаваемого вместе с заданием. Учащиеся сохраняют данный файл в каталог под именем, указанным организаторами экзамена.
Пример задания № 13.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько жителей в самом крупном по численности населения городе Египта? Ответ на этот вопрос (в тыс. человек) запишите в ячейку F2 таблицы.
2. Сколько городов Египта имеют жителей больше, чем средняя численность населения городов, представленных в таблице? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку F3. Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.